Дискурсивно-стилистический анализ цифровых коммуникаций в государственном управлении: к постановке проблемы
https://doi.org/10.26794/2308-944X-2023-11-1-8-12
Аннотация
Передача информации с помощью электронных технологий приводит к трансформации текстов, обеспечивающих коммуникацию власти и общества. Новые качества этих речевых продуктов (гипертекстуальность, интерактивность, поликодовость и др.) существенно отличают электронные материалы от традиционных письменных текстов. В связи с этим в статье ставится проблема нового объекта речеведения - медиапродукта. Для решения этой проблемы авторами предлагается трансдисциплинарный подход с опорой на достижения смежных наук: функциональной стилистики, теории дискурса, теории управления, правоведения, социологии, психологии и др. В рамках поставленной проблемы акцентируется внимание на ряде актуальных задач речеведения: 1) жанрово-стилистической систематизации электронного контента исполнительной власти; 2) выявлении эффективных способов речевого воздействия на адресата в медийном сегменте диалога власти и общества; 3) разработке методических рекомендаций по созданию качественных речевых продуктов. Масштабность поставленной проблемы обусловлена многозадачностью государственного управления, влиянием на коммуникацию власти и общества многочисленных дискурсивных факторов, большим разнообразием медиатекстов, функционирующих в сфере государственного управления. Научная значимость изучения цифрового контента органов исполнительной власти определяется необходимостью уточнения дискурсивно-стилистических параметров современной официально-деловой коммуникации. В рамках этой коммуникации создаются речевые продукты разных жанровых и форматных типов - от «классических» деловых до гибридных, пограничных с другими функциональными стилями. Новые типы текстов российской исполнительной власти еще не получили разностороннего лингвистического описания. Новизна исследования обусловлена не изученным ранее материалом - медиаконтентом органов исполнительной власти Российской Федерации, введением в научный оборот понятия «цифровой дискурс исполнительной власти», а также необходимостью профессионального аудита эффективности интернет-коммуникации исполнительной власти с обществом.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. БаженоваРоссия
Елена Александровна Баженова - доктор филологических наук, кафедра русского языка и стилистики
Пермь
М. А. Ширинкина
Россия
Мария Андреевна Ширинкина - доктор филологических наук, кафедра русского языка и стилистики
Пермь
Список литературы
1. Dobrosklonskaya T. G. Media-linguistics: theory, methods, approaches. Moscow: Dobrosvet; 2020. 170 p. (In Russ.).
2. Kostomarov V. G. The linguistic flavor of the epoch: from observations on speech practices of the mass media. St. Petersburg: Zlatoust; 1999. 293 p. (In Russ.).
3. Lutovinova O. V. Language personality in virtual discourse (Doctoral dissertation). Volgograd: Volgograd State Social and Pedagogical University; 2013. 437 p. (In Russ.).
4. Klushina N. I. Media stylistics: how modern media stylistics is organized. Russkaya rech = Russian speech. 2015;3:55–60. (In Russ.).
5. Sirotinina O. B. Medialinguistics or mediastylistics? Medialingvistika = Medialinguistics. 2015;2(8):17–23. (In Russ.).
6. Toshovich B. The Internet stylistics. Moscow: FLINTA; 2015. 464 p. (In Russ.).
7. Goroshko E. I., Zemlyakova E. A. Virtual genre studies: establishing a theoretical paradigm. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional’nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Filologiya. Sotsial’nye kommunikatsii = Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Tavrichesky National University. Philology. Social Communications. 2011;1:225–237. (In Russ.).
8. Hamilton J. F., Herring S. C., Myers C. Open genre, new possibilities: democratizing history via social media. Rethinking History. 2015;2–3:222–234. (In Eng.).
9. Kiuru K. V. Genre differentiation of mass-media internet text. Russian Piarology-3: trends and drivers. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2017:60–64. (In Russ.).
10. Bondarev N. S. Social media in contemporary political processes: technologies and resources of influence. Doctoral dissertation. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia; 2014. 198 p. (In Russ.).
11. Vasilenko L. A., Tarasova E. V., eds. Models of dialogue between government and society in the Internet communications. Moscow: Prospekt; 2015. 112 p. (In Russ.).
12. Krivonosov A. D. Current problems in contemporary PR texts theory. Actual Issues of Speech Interaction. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University; 2019:156–161. (In Russ.).
13. Ponomaryov N. F. Communication management: dramatization of public policy. Perm: Perm State University; 2014. 226 p. (In Russ.).
14. Kozhina M. N. The foundations of functional stylistics. Perm: Perm State University; 1968. 251 p. (In Russ.).
15. Vasilyeva A. N. Course of lectures on the Russian stylistics. Moscow: The Russian Language; 1976. 246 p. (In Russ.).
16. Kotyurova M. P., Solovyova N. V. Contemporary scientific text (through the lens of discursive changes). Moscow: FLINTA; 2019. 264 p. (In Russ.).
17. Shirinkina M. A. Documents of the executive power in the functionally-stylistic system of the Russian language. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Proceedings of the Ural Federal University. Humanities. 2017;2(163):134–146. http://dx.doi.org/10.15826/izv2.2017.19.2.030. (In Russ.).
18. Bazhenova E. A., Medvedeva E. A. Media text in discursive-stylistic aspect. Filologiya i k ul’tura = Philology and Culture. 2015;2(40):23–27. (In Russ.).
19. Serio P., ed. Quadrature of meaning: the French school of discourse analysis. Moscow: Progress; 1999. 416 p. (In Russ.).
20. Matison D. Media discourse: analysis of media texts. Kharkov: Humanity Centre; 2013. 264 p. (In Russ.).
21. Kotyrova M. P. An explanatory approach to scientific text editing. Stil = Style. 2007:33–49. (In Russ.).
22. Dementiev V. V. Theory of speech genres. Moscow: Znak; 2010. 600 p. (In Russ.).
Рецензия
Для цитирования:
Баженова Е.А., Ширинкина М.А. Дискурсивно-стилистический анализ цифровых коммуникаций в государственном управлении: к постановке проблемы. Review of Business and Economics Studies. 2023;11(1):8-12. https://doi.org/10.26794/2308-944X-2023-11-1-8-12
For citation:
Bazhenova E.A., Shirinkina M.A. Discursive and Stylistic Analysis of Digital Communications in Public Administration: Stating a Problem. Review of Business and Economics Studies. 2023;11(1):8-12. https://doi.org/10.26794/2308-944X-2023-11-1-8-12