Лингвокультурология и языковая картина мира сквозь призму нейропсихологии
https://doi.org/10.26794/2308-944X-2023-11-1-58-66
Аннотация
Авторы рассматривают лингвокультурологию в качестве неотъемлемой компоненты языка и культуры в формировании картины мира. Определяют и уточняют понятия, которые необходимы для обзора лингвокультурологии и языковой картины мира через нейропсихологию, нейронауку, способную раскрыть воздействие культуры и языка на сознание человека. Проблематика состоит в том, что исследования неосознанных процессов недостаточно широко раскрыты и мало изучены. Цель - выявить отношение между языком и культурными концептами, наиболее результативно влияющими на подсознание человека. Задачи - определить взаимосвязь культуры и языка через нейропсихологическую призму триггеров реагирования; рассмотреть проявление культуры, которая отразилась в языке, в бессознательно-психической суггестии; установить взаимозависимости национально-специфических особенностей генезиса языковой картины мира через амбивалентные понятия. Актуальность заключается в растущем внимании международного сообщества к соотнесению правды и «фейка», принятия-отторжения, а также широкий интерес к области науки нейропсихология. Методология работы включает описательный обзор ЭЭГ (электроэнцефалограмм), МРТ (магнитно-резонансной томографии), звукозаписывающих устройств. Основные выводы: человеческие триггеры (спусковые крючки) неразрывно связаны с культурой, языком, способами коммуникации, которые приводят к суженному восприятию собственного реагирования. Проявление культуры отражается в языке, оказывает влияние на восприятие людей и их убеждения, где суггестия воздействует на сознание человека.
Об авторах
Л. М. ШарафиеваРоссия
Лейсан Маратовна Шарафиева - преподаватель математических и естественных наук
Набережные Челны
Г. В. Третьякова
Россия
Галина Викторовна Третьякова - кандидат педагогических наук, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации факультета международных экономических отношений
Москва
Список литературы
1. Belozerova A. V., Loktionova N. M. Linguoculturology as a linguistic discipline. Modern Problems of Science and Education. 2013;(1):355. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2013/1/20.pdf (accessed on 02.02.2023).
2. Krysin L. P. On the correlation of the language system, its norms and usage. Communication Studies. 2017;2(12):20-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-sootnosheniyu-sistemy-yazyka-ego-normy-i-uzusa (accessed on 02.02.2023).
3. Alefirenko N. F. Linguoculturology: value-semantic space of language. Textbook. Moscow: Stipend; 2014. 288 p. (In Russ.).
4. Shurygina E. M. The concept of a picture of the world in linguoculturological illumination. Yaroslavl Pedagogical Bulletin 2014;3(1):184-187. (In Russ.).
5. Chomskaya E. D. Neuropsychology. Moscow: Knorus; 2005. 496 p. (In Russ.).
6. Vorobyev V. V. Linguoculturology. Theory and methods. (In Russ.). Moscow: Knorus; 1997. 331 p. (In Russ.).
7. Breuning L. G. Hormones of happiness. How to train the brain to produce serotonin, dopamine, endorphin and oxytocin? Moscow: Knorus; 2016. 94 p.
8. Maltseva A. A. Linguistic and cultural aspect in the methodology of teaching foreign languages. Bulletin of the Magistracy. 2019;(96):33-35 (In Russ.).
9. Konyratbayeva Zh., Sagadiyeva Z. Intercultural communication and language. Astana: Ğılım; 2020. 95 p.
10. Saibekova N. Grammatical paradigm: A. Baitursynuly and the formation of the Kazakh writing model. Almaty: Al Farabi Kazakh National University; 2020. 187 p.
11. Tagirova T.A culture-specific “linguistic picture of the world” in the organization of scientific discourse in a foreign language. In: Solovev, D., eds. Smart Technologies and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. FarEastСon 2018. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 139. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-18553-4_3
12. Abidin Z. Analisis Peribahasa Indonesia yang Disediakan KBBI Daring (Analysis of Indonesian Proverbs Provided by KBBI Online). Jalabahasa. 2019;15(2):147-162. https://doi.org/10.36567/jalabahasa.v15i2.369 (accessed on 02.02.2023).
13. Bustan F., Semiun A., Bire J. Conceptualization of manggarai society on power relationship in marriage kinship. Utopía y Praxis Latinoamericana. 2020;25(6):433-441. https://doi.org/10.5281/zenodo.3987655 (accessed on 02.02.2023).
14. Ovchinnikova I. G. On connectionist interpretation of speech activity. Journal of Psycholinguistics. 2006;(4):37-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-konnektsionistskoy-intepretatsii-rechevoy-deyatelnosti (accessed on 02.02.2023).
15. Shchukin A. N. Linguodidactic encyclopedic dictionary: more than 2000 units. Moscow: Knorus; 2008. 746 p. (In Russ.).
16. Derzhavina G. R. Cognitive studies of language. Moscow: Knorus; 2008. 1144 p. (In Russ.).
17. Zubritskiy O. A. The role of linguoculturology in modern linguistics. Roman-German philology and intercultural communication. Interuniversity collection of scientific papers. 2018;2:10-14. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39185042_73212258.pdf (In Russ.).
18. Saibekova N. Grammatical paradigm: A. Baitursynuly and the formation of the Kazakh writing model. Almaty: AlFarabi Kazakh National University; 2020. 124 p.
Рецензия
Для цитирования:
Шарафиева Л.М., Третьякова Г.В. Лингвокультурология и языковая картина мира сквозь призму нейропсихологии. Review of Business and Economics Studies. 2023;11(1):58-66. https://doi.org/10.26794/2308-944X-2023-11-1-58-66
For citation:
Sharafieva L.M., Tretyakova G.G. Linguoculturology and the Linguistic Picture of the World through the Neuropsychological Prism. Review of Business and Economics Studies. 2023;11(1):58-66. https://doi.org/10.26794/2308-944X-2023-11-1-58-66