Социально-психологические предикторы инвестиционной активности россиян


https://doi.org/10.26794/2308-944X-2019-7-4-13-19

Полный текст:


Аннотация

Представлен обзор российских и зарубежных исследований психологических факторов и коррелятов экономического, в том числе инвестиционного, поведения и обсуждаются результаты их эмпирического исследования. Информационной базой исследования стала выборка 360 респондентов от 18 до 68 лет (средний возраст 26 лет). Исследование проведено с помощью анкетирования, в ходе которого собраны социально-демографические характеристики, выявлена инвестиционная активность (когнитивная и поведенческая готовность инвестировать в различные финансовые инструменты). Рассчитан индекс инвестиционной активности. Анкетирование проводилось с использованием психодиагностических тестов: опросника «Толерантность и Интолерантность к неопределенности», «Семантический дифференциал» (понятия «Доллар» и «Биткоин»), короткого портретного опросника «Большая пятерка» и опросника «Личностные факторы принятия решений». Предикторами инвестиционной активности россиян, включая их готовность инвестировать в криптовалюты, являлись позитивное восприятие биткоина, высокая «Эмоциональная Стабильность», низкая «Интолерантность к неопределенности», низкая «Рациональность» и высокая «Настойчивость».

Об авторе

М. А. Гагарина
Финансовый университет, Институт психологии РАН
Россия

Мария Анатольевна Гагарина

Кандидат психологических наук, доцент, кафедра «Управление персоналом и психология»

ассоциированный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии



Список литературы

1. Bezsmertnaya, E. R. (2016). Public investments into financial market tools: the current state and prospects of development [Investicii naseleniya v instrumenty finansovogo rynka: tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 6, 17–25.

2. Brown, S., & Taylor, K. (2014). Household finances and the “Big five” personality traits. Journal of Economic Psychology, 45, 197–212.

3. Dejneka, O., S. (2002). The dinamic of macroeconomical component of money image in public conscious [Dinamika makroekonomicheskih komponentov obraza deneg v obydennom soznanii]. Psihologicheskij zhurnal, 23(2), 36–46.

4. Egorova, M. S., & Parshikova, O. V. (2016). Validation of the Short Portrait Big Five Questionnaire (BF‑10) [Psihometricheskie harakteristiki Korotkogo portretnogo oprosnika Bol’shoj pyaterki (B 5–10)]. Psihologicheskie issledovaniya, 9(45), 9. Available at: http://psystudy.ru (accessed 21.02.2018).

5. Fry, J., & Cheah, E-T. (2015) Speculative bubbles in Bitcoin markets? An empirical investigation into the fundamental value of Bitcoin. Economics Letters, 130, 32–36.

6. Gagarina, M. A., & Lopanova, N. K. (2018). Tolerance to uncertainty in people with different strategies of investment behaviour [Tolerantnost k neopredelennosti u lic s razlichnymi strategiyami investicionnogo povedeniya]. Internet-zhurnal «Mir nauki», 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN 318.pdf.

7. Gagarina, M. A., & Sulejmanova, S. S. (2017). Financial literacy and economic behaviour of people with different relations of saving and consumption motives [Finansovaya gramotnost’ i ehkonomicheskoe povedenie lic s razlichnym sootnosheniem motivov sberezheniya i potrebleniya]. Internet-zhurnal «Mir nauki», 5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/45PSMN 317.pdf (accessed 01.12.2019).

8. Kornilova, T. V., Chumakova M.A. (2014). Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification

9. Kornilova, T. V. (1994). Diagnostics of personality factors in decision-making [Diagnostika “lichnostnyh faktorov” i reshenij]. Voprosy psihologii, 6, 99–109.

10. Lauriola, M., & Levin, I. P. (2001) Personality traits and risky decision-making in a controlled experimental task: An exploratory study. Personality and Individual Differences, 31(2), 215–226.

11. Nyhus, E. K., & Webley, P. (2001). The Role of Personality in Household Saving and Borrowing Behaviour. European Journal of Personality, 15, 85–103.

12. Shiller, R. J. (2014). Speculative asset prices. American Economic Review, 104, 1486–1517.

13. Sutin, A. R., Costa, P. T., Miech, R., & Eaton, W. W. (2009). Personality and career success: Concurrent and longitudinal relations. European Journal of Personality, 23(2), 71–84.

14. Yurevich, A. V., Zhuravlev, A. L., & Nestik, T. A. (2018). The future of psychology and digital revolution: forecasting the development of psychological science and practice [Cifrovaya revolyuciya i budushchee psihologii: k prognozu razvitiya psihologicheskoj nauki i praktiki]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social’naya i ehkonomicheskaya psihologiya, 3, 1(9), 6–19.

15. Zhuravlev, A. L., & Poznyakov, V. P. (2004). Economic psychology: theoretical problems and trends in empirical investigation [Ekonomicheskaya psihologiya: teoreticheskie problemy i napravleniya ehmpiricheskih issledovanij]. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki, 1(3), 46–64. Available at: https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/28/1210639564/46–64.pdf (accessed 03.05.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гагарина М.А. Социально-психологические предикторы инвестиционной активности россиян. Review of Business and Economics Studies. 2019;7(4):13-19. https://doi.org/10.26794/2308-944X-2019-7-4-13-19

For citation: Gagarina M. Social and Psychological Predictors of Investment Activity of Russians. Review of Business and Economics Studies. 2019;7(4):13-19. https://doi.org/10.26794/2308-944X-2019-7-4-13-19

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2308-944X (Print)